Версия сайта для слабовидящих







личный кабинет
Регистрация

Запомнить меня Забыл пароль



Любовь Михайловна Зябрева:

«...достаточно  простого молчания, чтобы ребёнок понимал,
что за этим стоит
».      

 





«Воспоминания о детстве у меня остались очень приятные и светлые. Родители никогда не знали со мной хлопот  в плане учёбы, училась я хорошо, а вот характер был тяжёлый. Мне часто родители говорили, что я упрямая, настойчивая и очень трудно поддаюсь воспитанию», - рассказала нам Уполномоченный по правам ребёнка в Новосибирской области Любовь Михайловна Зябрева.


Любовь Михайловна, «тяжелый» характер достался по наследству или сложился в силу определенных обстоятельств?

Будучи уже взрослой, я часто задумывалась над этим вопросом: «Откуда у меня появилась эта суперответственность? Возможно, повлиял тот факт, что я росла в селе в многодетной семье: два брата и две сестры, а так как я была самая старшая, то приходилось нести ответственность за каждого.  Более того, директор никогда не вызывал в школу родителей, когда братья получали плохие оценки, всё время приходилось разбираться мне. Хочешь не хочешь, это способствовало формированию лидерских качеств.


Сельская жизнь оставила  отпечаток на формировании характера? 

Мама часто поручала пропалывать огород. Мальчишки страшно не любили это делать, убрать территорию в 15 соток – требовало особой усидчивости. Естественно, так как я оставалась за старшую, пыталась их «строить». Доверенный мне участок  я «чисто» делала и от них требовала того же. Помню, когда мама приходила и смотрела на выполненную работу, говорила: «Да… солдат оставили много…». «Солдаты» – это сорняки, так вот мне надо было добиться, чтобы «солдат» не было. 
А вообще работа между нами была чётко распределена: я абсолютно не умела ухаживать за животными, с моей младшей сестрой мы делали домашнюю работу. Братья помогали отцу по хозяйству, присматривали за кроликами, гусями, коровами, телятами.

Как отдыхали от домашней работы?

У нас было больше свободы, в отличие от современных ребятишек. Играли в лапту, «штандер», я виртуозно прыгала на скакалке. Вокруг был лес, такая красота! Мы часто бегали строить шалаши, блиндажи, очень любила играть в зарницу. Я очень хорошо играла в баскетбол. К нам в село приехала тренер, которая просто влюбила всех ребят в этот вид спорта. Какая была радость находиться в спортивном зале, бежать с мячом, чувствовать поддержку твоих одноклассников – дух захватывало!

Дух соперничества присутствовал всегда?

Дух соперничества присутствовал особенно, когда ходили за грибами или ягодами. Мы часто соревновались, кто вперёд наберет доверху своё ведро. Когда я не побеждала, то чувствовала себя плохо. Не знаю, что это - упорство или самолюбие? Если я что-то делала, то старалась делать лучше всех, а когда не получалось или выходило хуже, чем у других, очень переживала, но никогда не завидовала и не жаловалась.

Нелегко приходилось с таким непростым характером?

Упёртый мой характер однажды мог сыграть со мной злую шутку. После того, как меня выбрали секретарём комсомольской организации школы, директор вызвал меня к себе и сказал, что в качестве поощрения я еду в «Орлёнок». Вытаращив на него глаза, я решительно заявила,  что туда не поеду.  Дело в том, что в нескольких метрах от речки Омка был свой детский лагерь с подобным названием,  и туда я почему-то не любила ездить. Думаю: «Какая прекрасная возможность? Туда даже никто ехать не хочет!». Мой ответ показался директору чересчур странным. Тогда я даже представить не могла, что меня ожидает такая поездка. Только после разговора с моей любимой учительницей Галиной Васильевной Меньшиковой, которая сказала мне,  что я увижу море, мои сомнения сразу развеялись, и я отправилась в это удивительное место.



Уговоры старших отправить Вас в лагерь стали не напрасны?

Эта была очень памятная для меня поездка, которая многое мне дала. Мне очень запомнилась самая первая встреча, когда мы знакомились с вожатой. У неё был орлятский значок, который нужно было  передавать друг другу, у кого он оказывался, должен был рассказать о себе небольшую историю. Может, она во мне что-то увидела, не знаю, но этот значок она мне передала первой, хотя я сидела в общем кругу. Для меня это была такая радость!

Также я очень хорошо помню наше прощание с лагерем. Я помню этот орлятский круг, эту песню, кто был в «Орлёнке» знают: во время прощального костра рыдают все! Когда мы возвращались из лагеря домой на поезде, то решили продолжить традицию орлятского круга. Мы выходили на перрон, вставали в круг и провожали из него по одному в каждом регионе. Эта сцена прощания до сих пор стоит перед глазами.

Что интересовало в детстве?

Я очень любила русский язык и литературу, писала сочинения, которые потом читали перед всем классом. Очень много читала, любовь к книгам передалась мне от отца, который без книги не мог прожить и дня.

В селе у нас работала библиотека, клуб, куда вся молодёжь бегала на танцы. Отец не разрешал задерживаться, дома нужно было быть строго в 23.00. Если мы опаздывали к назначенному времени, пытались хитрить - лезть через окно, то родители тут же ловили нас на «месте преступления». Если я не сдерживала своё слово, меня могли на неделю лишить возможности посещения клуба.

Мы самостоятельно придумали концертную программу и гастролировали с ней во время своих каникул по соседним деревням. Мы рассказывали стихи, пели и танцевали. Набивался полный зал желающих посмотреть на молодых артистов.

Получается,  с будущей профессией определились сразу?

У меня было два направления, о которых я задумывалась: журналистика и педагогика. Моя учительница, Галина Васильевна, привила мне любовь к русскому языку и литературе. Именно по её стопам я пошла в педагогический институт, ведь быть учителем в то время было очень почётно, тем более все данные у меня были.

Поступили сразу?

Конкурс на поступление был очень большой. В первую очередь мы писали сочинение. Я  села на последнюю парту, посмотрела направо, налево, а у ребят на коленях шпаргалки. В этом смысле городские дети были более продвинутые, чем те, кто приехал из деревни. У меня сразу началась паника, у меня ведь не было шпаргалок с собой. Паникуй, не паникуй, раз пришла, нужно что-то делать, я открыла тетрадку и стала писать. До сих пор помню тему сочинения – «Новые люди в произведениях Н. Чернышевского и  И. Тургенева». Я была в полной уверенности, что провалю вступительные экзамены, так как у меня не было шпаргалок, я думала: кто списывает, тому обеспечен 100% успех. Когда я пришла смотреть результаты, остановилась на самых низких оценках, в графе «двойки» – меня нет, «тройки» – нет. Я была очень удивлена, встретив свою фамилию в числе хорошистов. 


В жизни следовали девизу?  

«Гвозди бы делать из этих людей, крепче бы не было в мире гвоздей». Этот девиз я писала в каждом сочинении и, наверное, ему следую по жизни.

Любовь Михайловна, в чём заключается для Вас залог счастливого детства? 

Эта дружная, понимающая семья, доверие в семье. Знаете, не обязательно воспитывать словом, достаточно взгляда матери и отца, иногда достаточно даже их простого молчания, чтобы ребёнок понимал, что за этим стоит.